Двигательная активность школьников.

Охрана собственного здоровья – это непосредственная обязанность каждого, которую не вправе перекладывать на окружающих. Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек — сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, — словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья. Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Одной из важнейших естественных потребностей организма человека является двигательная активность, или движение

Двигательный режим - это обязательный процесс занятий физическими упражнениями на протяжении всей жизни человека с постепенным изменением задач и методов, в зависимости от динамики возраста, состояния здоровья и подготовленности занимающихся.

  1. Различают следующие виды двигательных режимов в массовой оздоровительной физкультуре:
    1. Щадящий (или режим лечебной физической культуры).
    2. Оздоровительно-восстановительный.
    3. Общей физической подготовки.
    4. Тренировочный.
    5. Поддержание тренированности и долголетия.

От режима спортивной тренировки двигательный режим отличается тем, что не ставит своей целью достижение спортивных результатов. При всех режимах используются все 3 вида адаптации: развивающий, оздоровительный, коррегирующий. Режимы отличаются друг от друга задачами и контингентом занимающихся. Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 82 – 85% дневного времени большинство учащихся находятся в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба, игры) занимает только 16 – 19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1 – 3 %. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим. Особенно мала двигательная активность школьников при дистанционном обучении.

В условиях самоизоляции, большинство людей вынуждены придерживаться малоподвижного образа жизни. Дети, которым особенно необходимо активное движение, остро ощущают недостаток физических упражнений, активного бега, подвижных игр. Все это приводит к вялости движений, лишнему весу, сутулой спине, а также более серьезным изъянам – болезням опорно-двигательной системы (искривление позвоночника, сколиоз, остеохондроз), ослаблению связочного аппарата.

 Последствия недостаточной двигательной активности.

Недостаточная двигательная активность, гиподинамия школьников особенно вредна для их растущего организма. Она приводит к так называемой гипотензии (ослабление или замедление движения), которая может вызвать ряд серьезных изменений в организме школьника, привести к снижению функциональной активности многих органов и систем:

  • наблюдается недостаточность сердечно - сосудистой системы: сила сердечной мышцы и ее размеры уменьшаются, ухудшается кровообращение, снижается артериальное давление, сердечная мышца и тонус сосудов ослабляются, происходит застаивание крови в сосудах, ухудшается снабжение тканей кислородом (гипоксия);
  • ухудшается дыхание, уменьшается амплитуда дыхательных движений, уменьшается жизненная емкость легких, развивается одышка;
  • снижаются мышечная сила, работоспособность, выносливость организма, появляются прослойки жировой ткани, нарушается осанка и координация движений, суставы перестают двигаться, все ткани опорно-двигательного аппарата начинают болеть;
  • наблюдается ухудшение работы пищеварительной системы, происходит задержка пищи, что приводит к запорам;
  • нарушается обмен веществ, снижается интенсивность и скорость обменных процессов, (нарушения в балансе белков, жиров, углеводов, воды и солей), повышается масса тела;
  • падает умственная работоспособность, ухудшается внимание, память, мышление и другие психические процессы, нарушается сон, повышается эмоциональна возбудимость и склонность к стрессам;
  • снижается репродуктивная способность, повышается вероятность появления застоев в органах малого таза, нарушение полового созревания;
  • ухудшается состояние органов чувств, особенно зрительного анализатора и вестибулярного аппарата, снижается мышечная чувствительность, ухудшается координация движений;
  • снижается контроль нервной системы за процессами обмена веществ клеток, что ведет к снижению иммунитета и устойчивости к различным заболеваниям;
  • повышается утомляемость, вялость, плохое самочувствие, усталость в течение дня.

Благотворное влияние физической активности на здоровье.

  • физические упражнения способствуют хорошей работе органов пищеварения, помогая перевариванию и усвоению пищи;
  • под влиянием физических нагрузок увеличивается частота сердцебиения, мышца сердца сокращается сильнее, повышается выброс сердцем крови. Постоянная тренировка системы кровообращения ведёт к её функциональному совершенствованию;
  • физические упражнения повышают потребность организма в кислороде, в результате чего увеличивается "жизненная ёмкость" лёгких, улучшается подвижность грудной клетки, что способствует профилактике заболеваний органов дыхания;
  • занятия физическими упражнениями также вызывают положительные эмоции, бодрость, создают хорошее настроение.

Соразмерное сочетание физических нагрузок на организм и «сидячей» школьной и иной деятельности, правильная организация режима дня школьника способствуют не только хорошей работоспособности, успешному усвоению учебного материала, но и вырабатывают у молодых людей потребность в здоровом и активном образе жизни, что благоприятно сказывается на их дальнейшей успешной жизнедеятельности и продолжительной активной жизни.

Из чего складывается двигательный режим школьника.

Двигательный режим школьника складывается в основном из:

  • утренней физической зарядки;
  • подвижных игр на школьных переменах, уроках физической культуры;
  • занятий в кружках и спортивных секциях;
  • прогулок перед сном;
  • активного отдыха в выходные дни;
  • занятий физической культурой и спортом.

В систему организации двигательной активности школьников в урочное и внеурочное время необходимо включать различные формы, средства и методы:

  • Гимнастика до уроков. Длительность гимнастики зависит от возраста детей. Рекомендуемое время для начальной школы – 7-8 минут, для остальных 9-10 минут. Гимнастику лучше проводить на открытом воздухе, либо в рекреационных помещениях, которые должны быть хорошо проветриваемые.
  • Физкультурные минутки. Состоят из комплекса физических упражнений (2-4 упражнения), выполняемых в течение 1-1,5 минут во время урока. Комплекс упражнений для 1-4 классов состоит, как правило, из 2-3 упражнений, для 5-8 и 9-11 из 3-4 упражнений.
  • Оздоровительные паузы (дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж и самомассаж). Оздоровительная пауза может включать не только физические упражнения, но и пальцевые упражнения, дыхательные упражнения.
  • Динамическую перемену (подвижная перемена). Она чаще всего проводится на открытом воздухе под контролем взрослых после второго урока (на большой перемене) в течение 30 минут, с необходимой двигательной деятельностью не менее 25 минут

Во внеурочное время ребёнок должен чередовать интеллектуальную и физическую активность, копируя режим в школе: урок- пауза-урок-пауза. Двигательная минутка – 5-10 минут: приседания, отжимания, прыжки со скакалкой, махи руками, элементы гимнастики йоги и т.п.

Примерные нормы суточной двигательной активности школьников.

Возрастная группа (лет)

Продолжительность работы, связанной с мышечными усилиями (час)

8-10

3,0-3,6

11-14

3,6-4,8

15-17 (юноши)

4,8-5,8

15-17 (девушки)

3,6-4,8

 

Физкультурные мероприятия в режиме дня

Продолжительность

Утренняя гимнастика

10-15 мин

Гимнастика до уроков в школе

10-20 мин

Физкультминутки в школе

6-12 мин

Игры и развлечения на переменах

15-20 мин

Физкультминутки дома

10 мин

Самостоятельные занятия играми и физическими упражнениями дома

2,5-3 часа

Рекомендации по организации физической активности в период дистанционного обучения.

Во время дистанционного обучения учащимся необходимо поддерживать привычный уровень физической активности, чтобы не допустить замедления обменных процессов в организме и тем самым снижения иммунитета.

  1. Во время учебного процесса обязательно выполнять зрительную гимнастику.

При использовании ноутбука во время обучения необходимо соблюдать безопасное расстояние в 45-50 см между дисплеем ноутбука и глазами учащегося, для учащихся маленького роста и начальной школы предпочтительно использование подключаемой клавиатуры, в случаях её отсутствия упражнения надо выполнять чаще.

  1. Учебные занятия, сочетающие в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, требуют проведения на уроках физкультурных минуток для снятия локального утомления и физкультминутки общего воздействия.
  2. Дома, в перерывах между уроками так же, как и школе необходимо производить сквозное проветривание.
  3. Необходимо ограничить использование компьютера, планшета, телефона. Находясь дома, нужно отдавать предпочтение активным видам отдыха (посильные занятия спортом умеренной интенсивности), чередовать пассивный отдых и хобби с активными, связанными с активными упражнениями из расчета 3-5 минут в час.
  4. Важно следить за такими параметрами, как настроение и сон. Апатия, раздражительность, бессонница могут быть последствиями гиподинамии, в этих случаях необходимо увеличить объем посильной физической нагрузки и отказаться от использования электронных устройств не менее за 2 часа до сна.

Комплекс упражнений для глаз.

  • Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4-5 раз.
  • Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5)). Повторять 4-5 раз.
  • Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и право, вверх и вниз. Повторять 4-5 раз.
  • Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторять 4-5 раз.
  • В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую. Повторять 2 раза.

 Физкульт. минутка для улучшения мозгового кровообращения.

  • Исходное положение (далее И. п.) – сидя на стуле
  1. На 1-2 отвести плавно голову назад
  2. На 3-4 наклонить голову вперед
  3. Повторить 4-6 раз. Темп медленный
  • И. п.- сидя, руки на пояс
  1. На 1 – поворот головы направо
  2. 2 – И. п.
  3. На 3 – поворот головы налево
  4. 4 – И. п.
  5. Повторить 4-6 раз. Темп медленный
  • И. п.- стоя или сидя, руки на пояс
  1. На 1 – махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево
  2. 2 – И. п.
  3. 3-4 то же правой рукой
  4. Повторить 4-6 раз. Темп медленный

 Физкульт. минутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук.

  • И. п.- стоя или сидя, руки на пояс
  1. На 1 правую руку вперед, левую вверх
  2. На 2 переменить положение рук
  3. Повторить 3-4 раза, затем расслаблено опустить виз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний
  • И. п.- стоя или сидя, кисти тыльной стороной на пояс
  1. На 1-2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед
  2. На 3-4 – локти назад, прогнуться
  3. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный
  • И. п. – сидя, руки вверх
  1. На 1 – сжать кисти в кулак
  2. 2 – разжать кисти
  3. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний

 

Физкульт. минутка для снятия утомления с туловища.

  • И. п. – стойка ноги врозь, руки за голову
  1. На 1 – резко повернуть таз направо
  2. 2 – резко повернуть таз налево
  3. Во время поворотов плечевой пояс остается неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний
  • И. п. – стойка ноги врозь, руки за голову
  1. На 1-4 – круговые движения тазом в одну сторону
  2. На 5-8 – то же в другую сторону
  3. Повторить 6-8 раз. Темп средний
  • И. п. – стойка ноги врозь
  1. На 1-2 – наклон вправо, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь вдоль тела, вверх
  2. 3-4 – И. п.
  3. 5-8 – то же в другую сторону
  4. Повторить 6-8 раз. Темп средний

 Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти.

  • И. п. – сидя, руки подняты вверх
  1. На 1 – сжать кисти в кулак
  2. 2 – разжать
  3. Повторить 6-8 раз, затем руки расслаблено опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний

 Упражнения для мобилизации внимания.

  • И. п. – стоя, руки вдоль туловища
  1. На 1 – правую руку на пояс, 2 – левую
  2. На 3 – правую руку на плечо, 4 – левую
  3. На 5 – правую руку вверх, 6 – левую
  4. 7-8 – два хлопка над головой
  • На 1 – правая рука на плечо, 2 – левая
  1. На 3 – правая рука на пояс, 4 – левая
  2. На 5 – правя рука вниз, 6 – левая
  3. 7-8 – два хлопка внизу 

Уважаемые родители (законные представители) учащихся 1-4 классов!

Вызывает обеспокоенность случаи получения травм (переломов) учащихся при проведении на уроках физической культуры  игровых видов спорта и при соблюдении техники безопасности. Данные виды спорта обязательны для проведения в соответствии с ФГОС начального общего образования. Наша совместная задача – укрепление здоровья детей в рамках урока физической культуры, в связи с чем обращаем ваше внимание на усиление мер по профилактике здорового питания и соблюдения режима отдыха. 

Просим вас уделить данному вопросу максимальное внимание!

 Факторы риска, приводящие к травмам во время уроков физической культуры

Существуют три главных фактора риска:

  • Дефицит кальция, основного «строительного материала» для костной ткани.
  • Неправильное питание. Костям кроме кальция необходим белок, фосфор, железо, медь, цинк и марганец, витамины (с осени и до лета необходимо принимать витаминно-минеральные комплексы). А все эти полезные вещества, как правило, присутствуют в тех продуктах, которые дети любят меньше всего.
  • Гиподинамия – для нарастания костной массы необходимо движение, которое нагружает и тренирует кости.

     Профилактика переломов у детей

  • сон,
  • пребывание на свежем воздухе (прогулки, подвижные игры, занятия физкультурой
  • оптимальная двигательной активности
  • правильное, полноценное питание (не злоупотреблять фастфудами , сладким, жирной пищей). Кроме того, вегетарианство может оказывать вредное воздействие на маленьких детей, так как полностью восполнить запас необходимых веществ, содержащийся в продуктах животного происхождения, составляет серьезные трудности.

Значение кальция для организма детей младшего школьного возраста

В физиологических обстоятельствах потребность организма в кальции компенсируется за счёт его поступления с пищей. Необходимое количество этого элемента соответствует определённому возрастному периоду. Особенно это касается детей младшего школьного возраста.
При недостатке витаминов D и С возникает патологическая хрупкость костей

Именно тогда в жизни ребёнка происходят значительные изменения, связанные с резким увеличением нагрузки при переходе с учреждений дошкольного воспитания в школу, и отмечается один из критических периодов развития детского организма, обусловленный активным процессом роста.

В этом случае транспорт кальция в органах пищеварения происходит двумя путями, и зависит от его количества в рационе. В случае избытка кальция в полости кишечника транс эпителиальный механизм обеспечивает низкую его абсорбцию, хотя абсолютное количество абсорбированного элемента может быть большой именно из-за его значительного притока парцеллярным путём. В этих условиях повышается уровень внутриклеточного кальция, что сопровождается ингибированием активности витамин D-гидрокислотных ферментов и, как следствие, снижением синтеза кальций-связывающего белка, что приводит к ингибированию активного транспорта кальция. В случае низкого содержания кальция в рационе превалирует активный путь его транспорта, лимитированный уровнем кальций-связывающего белка, синтез которого регулируется витамином D3.

Недостаток кальция в рационе и нарушения кальциевого баланса имеют следующие внешние проявления:

  • хрупкость костей (частые переломы, в том числе распространённый в школьном возрасте перелом кисти);
  • разнообразные стоматологические нарушения (кариес, задержка прорезывания зубов, истончение эмали и т.д.);
  • ломкость ногтей и волос, блёклый цвет лица;
  • мышечное истощение, постоянная слабость, усталость от даже незначительной физической нагрузки.

Костная система младшего школьника находится в стадии формирования: окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей не завершено и в костной системе много хрящевой ткани. Это необходимо принимать во внимание и неустанно заботиться о правильной позе, осанке, походке учащихся. Процесс окостенения кисти и пальцев в младшем школьном возрасте не заканчивается полностью, в связи с этим мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны, особенно для первоклассников

Специалисты называют такое состояние остепенили – это означает, что минеральная плотность костей ниже нормы.   По   данным разных исследований нарушения подобного рода обнаруживают у каждого третьего ребенка7–17 лет. 

Инклюзивное образование физической культуры для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В последнее время в нашем обществе все чаще встречаются дети с особыми образовательными потребностями, которым требуется индивидуальный подход и условия для полноценного развития и адаптации в обществе.

В данной статье рассматриваются вопросы инклюзивного образования физической культуры для детей с ОВЗ. Актуальность темы диктуется слабой разработанностью данного вопроса в РФ. Система работы по модернизации инклюзивного образования носит комплексный характер и включает всех участников воспитательно-образовательного процесса: ребенка, педагога и родителя, поэтому целевая аудитория статьи:  учителя физической культуры и родители.

 К сожалению, в учебных заведениях общего типа «особые» дети чаще всего находятся в условиях малоподвижности, инклюзивные уроки физической культуры в этих условиях приобретают особую значимость.

 В статье отмечена важность внедрения инклюзивного образования. Представлена  и обоснована необходимость пересмотра системы преподавания физической культуры в МБ НОУ «Гимназия №62» на основе полученных данных состояния здоровья учащихся. Обозначены трудности  организации инклюзивного физического воспитания: разработки программно-нормативных документов, изменения образовательного процесса и физкультурно-образовательной среды. Рассмотрены проблемы организации занятий физическими упражнениями детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, совместно со здоровыми сверстниками и готовности специалистов по физической культуре к работе в условиях инклюзивного образования. Предложены комплексы физических упражнений для учащихся с ОВЗ.

Вложения:
ФайлРазмер файла:
Скачать этот файл (Inkluzivnoe obrazovanie.pdf)Инклюзивное образование1269 Кб